/ Статьи / Воспитание и развитие детей
Воспитание и развитие детей

Инструкция для беспокойных родителей

1 Star0 Нравится
405 0

Авт. Вшивкова ИВ. Опубликовано в журнале «Супер Мама» №4(28)\2011
под названием «Как не «упустить» ребенка?»

Родительские страхи бывают разные, но многие, особенно молодые, мамы и папы испытывают один особый страх — ошибиться и опоздать: «А если я что-то сделаю не так?», «Может, только сейчас ребенка этому можно научить, а я не учу?», «Вдруг для того, чтобы он вырос счастливым и успешным, его нельзя ругать и наказывать до 5 лет, как делают в Японии? Или, наоборот, надо построже и как можно меньше баловать?..» Давайте же разберемся, что действительно важно успеть дать малышу, чему научить, пока вашему крохе...

Инструкция для беспокойных родителей

0-3 месяца

Сейчас главная задача ребенка — привыкнуть к «сухому» миру, научиться в нем жить. Младенец приспосабливается к физическим условиям среды и параллельно устанавливает контакты с близкими взрослыми, без которых он пока беспомощен. А родитель в этот период должен научиться понимать своего кроху и определиться с основными правилами совместной жизни: как кормить, развлекать, воспитывать, общаться, поощрять, наказывать (не удивляйтесь: 10% родителей новорожденных приходят на консультацию к психологу с вопросом: «Как лучше наказывать, чтобы вырос «правильным»?»). Трудно сказать, кому сейчас сложнее, однако точно известно, что без родителей малыш не справится, а им на решение их задачи в полном объеме потребуется еще как минимум года три. Формирование правил для себя как родителя (или, говоря научным языком, «воспитательной родительской позиции») обычно завершается к 3-5 годам первенца, к концу 2-3 года второго ребенка и к 6 месяцем третьего (опыт разнообразия детских личностей в семье дает свой результат).

Сейчас надо помнить, что:

• Ваш малыш уникален, поэтому иногда универсальные правила ухода и воспитания могут не действовать или даже причинить вред. В таких случаях ищите свои.
• Если вы не будете нервничать, когда ребенок плачет, он успокоится гораздо быстрее. Ласка и признание детского «права на голос» творят чудеса!
• Уже сейчас есть возможность стимулировать развитие крохи. Если понравилось то, что сделал младенец, улыбнитесь ему широко-широко, и он обязательно это повторит.

Важные правила воспитания этого периода:

• Носите на руках и ласкайте сколь угодно долго – это не избалует малыша, а даст на долгие годы заряд силы и веры в любовь в этом новом для него мире.
• Откликайтесь на каждый призыв крохи – ему важно запомнить, что вы точно с ним и будете с ним всегда, когда ему потребуетесь.
• С самого рождения как можно больше разговаривайте с малышом. Это существенно уменьшит вероятность появления проблем с речью позже.
• Начинайте вводить ваши детско-родительские ритуалы для всех ежедневных дел –предсказуемость и постоянство важны для ребенка. Например, мама подошла, улыбнулась, взяла на руки и поднесла к груди – значит, будет еда! Малыш теряется, если мама нарушает ритуал (кладет его в кроватку) для того, чтобы, например, ответить на телефонный звонок. Частое прерывание ритуалов еды, укладывания спать или ответа на призыв грудничка могут привести к развитию серьезных нарушений у ребенка. Но учтите: ритуалы должны меняться, т. е. «расти» вместе с ребенком.

Не опоздайте:

• Старайтесь удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь крика. Если он сейчас решит, что плач — это единственный способ добиться своего, вам в дальнейшем придется нелегко.

3-6 месяцев

Ваш карапуз уже адаптировался к жизни в новых условиях и теперь учится пользоваться миром и своими возможностями. Родителям важно позволить ему это, даже если страшно дать свободу движения или вы быстро устаете от активности малыша.

Сейчас надо помнить, что:

• Ребенку по-прежнему необходимо, чтобы его держали на руках, обнимали, гладили, целовали как можно больше – это не избалует его, но даст чувствовать вашу любовь.
• Все еще нельзя оставлять без внимания ни один его призыв.
• Активность малыша зависит не только от особенностей его здоровья, но и от того, насколько вы ограничили его движения. Хотите, чтобы развивался — постепенно давайте больше свободы.

Важные правила воспитания этого периода:

• Принимайте с улыбкой и смирением все, что делает карапуз – даже если вам кажется, что это зачатки поведения хулигана.
• Начните строго следить за тем, какие разговоры вы ведете при малыше (он уже понимает нашу речь, хоть и не говорит еще). Темы, до которых он не дорос, лучше обсуждать без него.
• Пришла пора вводить в обиход «нельзя!» и «опасно!», особенно если ваше чадо уже ловко ползает или даже встает на ножки. Сразу ребенок не все поймет и запомнит, но если вы будете регулярно указывать на запретные зоны и предметы, то со временем усвоит, где в доме то, от чего лучше держаться подальше.
• Если вы действительно удовлетворили все нужды крохи и вам необходимо время для других дел, спокойно кладите его в кроватку и говорите: «Сейчас я вымою посуду и сразу возьму тебя на ручки».

Не опоздайте:

• Именно сейчас надо начинать формировать полезные привычки у малыша. Начните с гигиены: проснулись — умываемся, ползали по полу — моем руки и т. д. Показывайте пример: «Я пойду помою руки и буду тебя кормить».

6 месяцев – 1 год

Ребенок готов активно осваивать собственное тело и возможности. К тому же в этот период жизни крохе придется осознать тот факт, что мир ему не подчиняется. Родителям же важно быть готовыми принять личность своего малыша такой, какая она есть – к концу первого года жизни характер чада будет очевиден.

Сейчас надо помнить, что:

• Ребенок хоть и стремится на пол и на ноги, но только на руках у взрослого ощущает полную защиту. Когда просится — берите.
• Можно избежать запретов и шлепков, если обеспечить крохе безопасное пространство. Шлепок это как легкий удар током – останавливает, но не воспитывает.
• Ускорить рост и развитие малыша нельзя, но можно создать условия для того, чтобы он рос и развивался.

Важные правила воспитания этого периода:

• Хотите вырастить уверенного в себе человека – просто радуйтесь каждому новому успеху сына или дочери и забудьте о сравнении с другими детьми (все развиваются по личному плану, а не по книжным нормам).
• В ответ на каждую его попытку достать, встать, пойти или самому что-то сделать хвалите, подбадривайте и учите принимать неудачи (да, уже пора).

Не опоздайте:

• Сейчас нет ничего такого, чего нельзя было бы сформировать позднее. Но есть то, что может закрепиться без вашего участия и разрешения: ребенок осваивает новые формы поведения, копируя те, которые видит у вас и других близких. Позаботьтесь о том, чтобы примеры для подражания были достойными.

1 -2 года

У человека 1 года отроду сложная задача: доказать свое право на свободу и научиться влиять на мир, раз уж подчинить его себе нельзя. А родители, как правило, пытаются успеть наполнить малыша новыми знаниями, вместо того, чтобы просто сопровождать познавательную активность ребенка (идти за ним, помогая исследовать все, что ему хочется).

Сейчас надо помнить, что:

• Карапуз, который научился ходить, пребывает в состоянии эйфории. Ему кажется, что он ничем не отличается от взрослых. Так что будьте готовы к веселым и не очень проказам.
• Абсолютно все услышанное дома, в гостях, на улице кроха «мотает на ус» и потом использует в подходящие, по его мнению, моменты. Услышав, как вы в сердцах сказали, что лучше бы подруга ушла поскорее, малыш ей завтра объявит: «Уходи, ты нам не нужна!». Следите за тем, что говорите.

Важные правила воспитания этого периода:

• Хотите научить ребенка видеть собственные ошибки, понимать откуда они и, главное, как их можно исправить? Тогда не ругайте чадо, если он сотворил что-то кошмарно разрушительное (ведь все совершают ошибки). Просто объясните, как можно было этого избежать.
• Сейчас закладывается способность мыслить логично и образно, поэтому обеспечьте юного исследователя предметами, которые можно рвать, ломать, разбирать/собирать. Коллекция данных предметов понадобится вам еще долго. Покупайте игрушки, которые сможете легко починить сами.
• Если ребенок обладает неиссякаемой активностью или даже гиперактивностью, то лучший способ справиться с этим — направить энергию карапуза на дело. Придумывать «дела» придется вам, но поверьте: это проще и лучше, чем постоянно одергивать кроху.

Не опоздайте:

• Если в этом возрасте малыш не начнет есть самостоятельно, то проблемы с питанием преследовать вас будут еще долго. Поэтому, как только ребенок научился крепко держать в руках предметы, вручайте ему ложку и вперед — пусть ест сам, даже если и неаккуратно поначалу.

2-3 года

Карапуз, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Родители, наблюдая, как отделяется или, точнее, начинает взрослеть ребенок, должны решиться помочь ему быть более самостоятельным (несмотря на все свои страхи).

Сейчас надо помнить, что:

• Когда малыш делает все наоборот — это не война и не бойкот. Он просто учится управлять миром (и конкретно вами) – просто будьте хитрее и терпеливее и он признает ваше первенство.
• Игра — это осмысленный процесс со своим сюжетом. Если вы прерываете кроху, то будьте готовы встретить активный протест и даже обиду на неуважительное отношение к его делам.
• Познавать свои возможности дети предпочитают, подражая кому-то — пробуя то, что умеют другие. Дайте ребенку возможность видеть разных других — и сверстников, и взрослых.

Важные правила воспитания этого периода:

• Система правил, требований и наказаний должна быть понятна малышу, т. е. если вы хотите осознанного послушания (вместо просто подчинения), объясняйте, почему и что вы хотите от него. Старайтесь вместо «нельзя», говорить «здесь нельзя, а здесь можно», «этим нельзя, а тем можно».
• Укрощение строптивости — это неизбежная и неприятная «работа» родителя, если он забывает о таких вещах, как предусмотрительность (накормить ребенка до похода в магазин), четкость запретов (если нельзя, то нельзя всегда), ясность правил (если на стол нельзя залазить, то как можно взять нужное со стола?).

Не опоздайте:

• Если вы до сих пор не ввели ритуалы повседневных действий для приучения к порядку, то сделайте это прямо сейчас. Привычки формируются или до 3 лет, или уже в подростковом возрасте (когда сам ребенок в них становится заинтересованным).
• К 3 годам малыш должен быть знаком с принятыми в обществе правилами поведения на улице, в магазине, в гостях. Но не ждите от ребенка их исполнения регулярно и без напоминания.

3-6 лет

Малыш продолжает решать, каким ему быть: похожим на маму, папу, друга или героя любимого мультфильма, учится общаться с людьми и влиять на мир. А для родителя теперь важно определиться с тем, как реагировать на мнение и советы окружающих: соглашаться и вносить коррективы в свои правила воспитания или, несмотря ни на что, придерживаться собственной линии.

Сейчас надо помнить, что:

• Ребенок делает больно, когда хватает за руку, не потому, что он агрессор, а потому что ему пока еще трудно управлять своей силой.
• Малыш берет ваши вещи несмотря на запреты не из вредности, а чтобы быть похожим на вас.
• Карапуз не готов еще разлучаться с вами надолго (играя в своей комнате, он хочет знать, что вы точно в соседней, и он вас там легко найдет, если соскучится или что-то случится).

Важные правила воспитания этого периода:

• Вместо наказаний за конфликты учите ребенка тому, как вести себя в конфликтной ситуации (что делать, когда хочется чужую машинку, как отказаться от скучного дела и т. д.). Приводите примеры из собственного опыта — чаще проговаривайте вслух то, как вы принимаете решение в различных конфликтных ситуациях.
• Хвалите и критикуйте чадо только обоснованно, т. к. сейчас формируется самооценка вашего малыша. Излишняя критика или похвала могут сказаться на ней негативно.
• Не вешайте на кроху ярлыки. В этот период у малыша происходит осознание не только своего «я», но и того, какой он. «Я хороший», или «я капризный», или «я послушный» — то, какую из характеристик ребенок будет в первую очередь ассоциировать с собой, во многом зависит от частоты употребления тех или иных слов родителем. Например, мама, которая не считает свое дитя плохим, в воспитательных целях может часто его таким называть – в итоге карапуз вешает на себя этот «ярлык» и начинает регулярно делать все, чтобы «оправдать» его.

Не опоздайте:

• Хотите вырастить ребенка добрым и отзывчивым человеком? тогда именно сейчас, а не позже, вам надо научить его выражать отрицательные эмоции в социально приемлемой форме.
• Ваше чадо выросло! Признайте право ребенка на большую самостоятельность и активность, чем раньше. Даже если вам потребуется для этого пересмотреть многие свои установки. Когда новые отношения с малышом не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у карапуза возникают кризисные явления: негативизм, бунтарство, строптивость, ревность, своеволие и даже деспотизм, справиться с которыми гораздо сложнее, чем научиться доверять ребенку инициативу.

Комментарии пользователей