/ Статьи / Интересные факты
Интересные факты

О стыде

1 Star0 Нравится
2 072 0

(отрывок из книги «В поисках счастья»)

Стыд – следствие обвинения себя, выражающееся в неприятии себя. Обвиняя себя, я начинаю стыдиться. Стыд – одна из самых разрушительных для человека эмоций. Если  рассмотреть внутреннюю мотивацию стыда, то стыд является извращенной попыткой самосовершенствования, совершенствования своих способов действия. А странная извращенность ее заключается в том, что это самосовершенствование через самоубийство. Ибо акцент при этом ставится не на совершенствовании действий, а на вынесении себе приговора, действуя радикально: «если мне не нравится моя прическа, отрублю себе голову: нет человека – нет проблемы».

 

О стыде

В сути своей, стыд есть желание себя уничтожить: не быть собой, быть другим – если я сделал что-то не так и не то, то меня надо убить, таким нет места на земле. Основа стыда – негативная самооценка. Эта позиция (неприятие себя) – мешает извлекать опыт из своих действий, т.к. стыдясь себя, я обращаю внимание не на улучшение своих действий, а на то, что я «не такой», «плохой», на то, чтобы соответствовать чему-то, а не достижению полезного результата. Если я не принимаю себя, то значит, меня в некотором смысле для меня нет, а если меня нет, то некому быть счастливым.

 

«Стыд – результат нетерпимого отношения к самому себе, следствие отказа принимать себя таким, каков я есть в данной ситуации, продукт инфантильного стремления всегда «быть хорошим» и получать одобрение, в данном случае от самого себя.

 

Если обратиться внутрь себя, то можно увидеть, что я страдаю от стыда, потому что

не могу «смягчиться», принять себя «плохим», «грешным», несовершенным, не

соответствующим формальным характеристикам моей Я-концепции.

 

Если я хочу освободиться от неполноценности и чувства стыда и вины, мне нужно

внутренне смягчиться, принять себя, не судить себя жёстко». (Орлов Ю.М.)

 

Проще говоря, нужно быть бережнее с собой, пытаться себя понять, не быть самому себе врагом. Что же делать, если стыд существует?

 

Нужно начать рассматривать его как сигнал. Как сигнал того, что стоит за ним. А за ним стоит некое «зачем» – определенная психологическая выгода. В этом смысле он является попыткой активно приспособиться к действительности не очень эффективными методами, такими, например, как предательство себя: я себя предам, уничтожу, и тогда может меня не накажут и не убьют, а будут любить и хвалить. Тогда я буду хорошим. Собственно, желание быть хорошим и стоит за стыдом. Потому, что только хорошего меня будут любить и я буду иметь право на жизнь, а для этого я себя убью такого, какой я есть, и стану другим... не собой...

 

А что такое желание быть хорошим? Вообще-то это значит поступать правильно, то есть так, как мне говорят, потому что только тогда меня похвалят и скажут мне, что я хороший! И закрепляется это в самооценке: оценивая наше поведение, в нас внедряют соответствующий образ себя: если ты поступаешь правильно, как «хорошие мальчики», тогда ты хороший, а иначе – ты плохой, и я тебя любить не буду, ты такой не нужен… отдам тебя цыганам…

 

И тогда я всю последующую жизнь буду стараться «быть хорошим» и «не быть плохим», что значит – поступать правильно. И тогда я забочусь о своем поведении и перестаю знать о том, что такое действия и деятельность !!! Я уже не свободный человек, занятый творческой деятельностью в своей жизни, а порядочный человек, поступающий правильно и хорошо. Подробнее этот момент будет рассмотрен, когда мы будем говорить о самооценке.

 

Для решения ситуации со своим стыдом нужно искать причину. Нужно искать ситуацию, когда я узнал, что значит быть хорошим, и решил им быть, предав в этот самый момент себя. Ведь это значит, что теперь я буду стараться быть не честным и не искренним, не тем, кто я есть (неведомый даже самому себе, и это значит постоянно узнающий себя и ищущий все новые и новые способы действия для себя неведомого), не проявлять свою инициативу и творчество, а быть хорошим и правильным, и значит, себя настоящего, который не вписывается в представления о «хорошем» и «правильном», я буду зажимать, гнобить и уничтожать. И если этот выбор мною был сделан когда-то, значит, есть ситуация, в которой когда-то было нечто, когда я, пережив что-то, сделал некий вывод и принял такое-то решение... Вот там и причина моего стыда – в решении моем, которое было, конечно же, и скорее всего, не из размышления принято, а эмоционально, как отношение к ситуации и к тому, как мне теперь нужно действовать, чтобы быть хорошим и чтобы меня любили… чтобы я имел право на жизнь.

 

То есть стыд есть способ выживания в мире людей через предательство самого себя, своей души, своего Аз, который брошен тобой в глубокое провалище и привален тяжелым камнем. Ну а далее поиск и путь избавления – все, как в русских сказках…

 

Вот туда и идти нужно за собой, которого мы там оставили за ненужностью нам такого «нехорошего мальчика» или такой «нехорошей девочки». Для этого стыд нужно ворошить, тогда проще вспомнить ту ситуацию, войти в нее и разрешить живущий в нас образ. Стыд есть маяк, показывающий то место, где вы себя оставили, и куда путь держать.

 

И для этого первым делом нужно допустить существование стыда и разрешить себе его. Не стыдить себя за то, что у вас есть стыд! Когда вы его разрешили себе и перестали с ним бороться, обратите внимание на ту душевную боль, которая за ним стоит. Какая мысль и соответствующее отношение к себе вызывает эту боль, какого себя вы стыдитесь? И… снова позвольте себе – позвольте себе испытывать эту боль, погрузитесь в нее, переживайте свою боль и разрешайте ей быть – да вы такой… и вам от этого мучительно больно… Не бегите и не прячьтесь от своей боли, пусть она будет с вами, концентрируйтесь на ней и на том, что ее причиняет, какая мысль о себе. Боль не смертельна. Нужно лишь пережить ее. Истощить ее до дна. И тогда потом… потом уже не нужно будет бегать от нее и осуждать себя, ведь стыд – это и есть бегство от своей боли, которая возникает от вашего неприятия и осуждения себя; стыд – это как бы замена душевной боли решением не быть таким.

 

Когда я испытываю боль от восприятия себя неким «таким» (потому что этот образ у меня связан с тем, что я такой не нужен, меня такого не любят, высмеивают, отвергают, убивают), я хочу уйти от этой боли, ибо она очень мучительна, а мучительна она потому, что я не хочу быть собой таким (ведь то, что я такой, опасно для меня тем, что меня отвергнут или убьют) и этим нежеланием быть собой я себя уничтожаю, убиваю, и это, конечно, очень больно, душа болит.

 

И тогда я делаю хитрый ход, чтобы уйти от боли (но вот казус – не от саморазрушения) я начинаю себя стыдиться, то есть решаю не быть таким, и этим я как будто «изменяюсь», я уже «не такой». Стыдом я как будто бы поставил заплатку на некой части себя и… анестезировал ее, перестал чувствовать, ее больше нет для меня, я больше уже не вижу себя какого-то и другие не видят… как будто. Но решение «я не буду таким» не отменяет меня «такого»! Оно отменяет мое видение себя такого. И стоит задеть эту заплатку и… снова боль и стыд…

 

Великий гуманист К. Роджерс писал, что действительные изменения в человеке начинаются только тогда, когда он отказывается от попыток изменить себя.

 

«…Необходимо отказаться от попыток себя «переделать» (Это не только безнравственно, но и невозможно! Все, что в вас есть живого, прячется от таких ваших усилий)». Покрасс М.Л. «Терапия поведением»

 

«…Тот, кто хочет переделаться, останавливается в развитии тогда, когда к этому приступил. Тот, кто стремится остаться прежним, под влиянием обстоятельств взрослеет, меняется! Первая ваша задача – научиться беречь себя от собственного насилия!». (Там же)

Комментарии пользователей